РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ОБЛИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация: В статье детально дан анализ нравственному облику государственного служащего, его политической культуре и ее роль в снижении политических рисков, роль правовой и организационной регламентации государственной службы, типам таких нравственных норм, как предписывающие, запрещающие и рекомендательные; раскрыты Кодексы профессионального поведения государственных служащих, разработанные в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Канаде, Австралии и приведён их профессиональный опыт в этой сфере.

Аннотация: Мақолада давлат хизматчиси маънавий қиёфаси, унинг сиёсий маданияти ҳамда сиёсий хавф хатарни камайтиришдаги ролига, шунингдек, давлат хизматини ташкилий-ҳуқуқий тартибга солувчи, ахлоқий меъёр турларини тавсифловчи, таъқиқловчи ва тавсия этувчи жиҳатларига батафсил таъриф берилган. АҚШ, Германия, Буюк Британия, Франция, Канада ва Австралия давлатлари давлат хизматчиларининг ахлоқ кодекслари ва бу борадаги ушбу давлатларнинг тажрибалари очиб берилган.

Abstract: The article gives a detailed analysis of the moral character of the civil servant, his political culture and its role in reducing political risks, the role of legal and organizational regulation of the civil service, types of such moral regulations, such as mandatory, prohibitive and recommendatory; The codes of professional conduct of civil servants developed in the USA, Germany, Great Britain, France, Canada and Australia are revealed and their professional experience in this sphere is given there.

 

Ключевые слова: Государственная служба, государственный служащий и его нравственный облик, мораль и политическая культура, нормы поведения, морально-этические и демократические ценности, моральные приоритеты.

Калит сўзлар:давлат хизматчиси ва унинг ахлоқий фазилатлари, ахлоқий ва сиёсий маданияти, ахлоқ меъёрлари, маънавий, ахлоқий ва демократик қадриятлар, ахлоқий устуворликлар.

Key words: Public service, civil servant and his moral character, moral and political culture, norms of behavior, moral-ethical and democratic values, moral priorities.

 

Нравственный облик государственного служащего тесно соприкасается с такими понятиями как нравственность, духовность, политическая культура, этика, идеология и тд. Над этими понятиями мы задумываемся все чаще, размышляя о путях становления современной системы государственной службы в Республике Узбекистан.

Политическая культура государственного служащего — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов и решений органов государственной власти. Политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими ценностями. Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и граждан, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная и консервативная составляющие.

Мировой опыт наглядно демонстрирует факт того, что без опоры на прочные идеологические основы, идеологию верховенства демократических ценностей, развитые нравственные ориентиры, высокую политическую и правовую культуру реализовать в стране идеи демократии, верховенства закона и социальной справедливости невозможно, игнорирование последних чревато рядом негативных явлений приводящих к дискредитации системы власти отношений.

Государственная служба как особый вид профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должна иметь прочный идеологический фундамент, включающий в себя такие ключевые компоненты как государственные интересы, приоритет прав народа, профессиональная этика и др.

Это необходимо, во-первых, потому, что авторитет власти напрямую зависит от нравственных качеств государственных работников, их порядочности, честности, самоотверженности в служении народным и государственным интересам. Во-вторых, серьезные аморальные проступки госслужащих являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество. В-третьих, сама специфика профессии заключается в том, чтобы быть проводником государственной воли в работе с населением, определенное ограничение своих гражданских прав, личных интересов и многое другое - диктует необходимость разработки концептуально нового нравственного облика государственного служащего.

Нравственный облик государственного служащего формируемый этикой государственной службы - это адаптированные к практическим нуждам государственной и муниципальной службы сведения об основных этических понятиях, закономерностях и тенденциях формирования служебных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на служащих и их окружение, о моральных требованиях к формам, методам и стилю служебной деятельности в сфере государственного и муниципального управления.

Конечно, как и любая другая профессиональная этика, этика государственной службы не содержит ни одной моральной категории, которой бы не было в общечеловеческой морали. Не может быть какой-либо специфической моральной нормы, свойственной только определенной профессии, этического качества, которое не было бы позитивным для людей разных профессий. Ответственность, гражданская позиция, долг, честность, коммуникабельность патриотизм, уважительность к человеку любой нации или цвета кожи, социального происхождения или материального достатка - все это необходимо для государственного служащего.

Этика государственной службы вместе с тем имеет свои специфические признаки, приоритеты, моральный идеал. Определяются они по соответствующим критериям, которые также соответствуют нравственному облику государственного служащего.

Во-первых, она должна вобрать в себя те нравственные нормы и принципы, которые абсолютно необходимы (а не «факультативны») для человека, занимающегося государственным управлением на любом его уровне.

Во-вторых, именно в этике государственного служащего должен быть определен рейтинг важности этих норм и принципов.

Духовно-нравственные проблемы столь сложны, неоднозначны и так трудно поддаются какой-либо формализации, что практически невозможно дать в этом отношении универсальные рекомендации, создать какие-либо схемы и структуры. Не случайно право на существование этики государственного служащего как научной дисциплины, а, следовательно, и специального учебного предмета, обсуждается давно и вызывает немало споров. В настоящее время под этикой государственной службы понимается вид профессиональной этики, вместе с тем ее можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в организациях, в данном случае в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. Вопросы этики приобретают значимое влияние не только в повседневной деятельности государственного служащего.

Материальными носителями нравственности являются не только отдельные служащие, а прежде всего государственный аппарат власти как система. Нравственную ответственность за реализацию принятых решений несут не только отдельные служащие, как «подневольные» исполнители, она лежит на государственных структурах и организациях, системе власти в целом.

Решение этих задач позволит выявить сущность, роль и место морали и нравственности в системе государственно-управленческих отношений, анализировать моральное состояние персонала государственной службы в целом, а также теоретически обосновать и раскрыть содержание моральных требований и идеалов, принципов и нравственных норм, присущих системе государственного управления, проанализировать наиболее типичные для аппарата государственного управления нравственные ситуации, конфликты, предложить эффективные способы их преодоления.

Отношение к включению в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка зрения заключается в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским служащим помогает им ориентироваться в поведенческих действиях и выступает в качестве критериев оценки сложных нравственных проблем поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют, в том числе и этические нормы служебного поведения. Можно наглядно увидеть на примере Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №62 «Об утверждении типовых правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах» от 2 марта 2016 года. Мораль служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями.

Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Анализ правовой и организационной регламентации указанной сферы показывает, что требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

б) запрещающие (что недопустимо в рамках служебного поведения);

в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

В законе нельзя предусмотреть все нравственные коллизии, возникающие в практической деятельности гражданского служащего. Статьи закона не заменяют и личного морального выбора, позиции и убеждений человека, его совести, хотя Закон базируется на таких основных принципах, как приоритет прав, свобод и законных интересов граждан, патриотизм и верность служебному долгу, преданность интересам государства и общества, а самое главное – недопущение конфликта интересов.

Зарубежная практика организации государственной службы свидетельствует о позитивных результатах внедрения требований к служебному поведению служащих. Наиболее известными из них являются Кодексы профессионального поведения государственных служащих, разработанные в США, ФРГ, Великобритании, Франции, Канаде, Австралии и др. 

В большинстве случаев система правовой и организационной регламентации государственной службы в указанных кодексах исходит из постулата, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, интересы страны определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов страны, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

- руководствоваться высшими интересами народа и страны, соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;

- уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации;

- при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

- соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения при этом исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;

- осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами компетенции государственного органа и соблюдать установленные законом ограничения, соответственно исключать любые действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;

- воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности и др.

Ответ на вопрос, кто является субъектом этических оценок действий и поведения государственных служащих и государственных структур, определяется тем, что все эти действия и поступки оцениваются не госслужащими лично и даже не отдельными начальниками, а обществом и законодательством, избирателями и налогоплательщиками. Законодательно урегулированы данные действия Законами Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» от 29 октября 2014 г. и «Об общественном контроле» от 29 марта 2018 г. Служащие в процессе исполнения своих должностных обязанностей реализуют не только свои собственные моральные представления, но, прежде всего, моральные принципы и нормы, освященные общественным мнением, законом и политическими установками легитимной власти.

По структуре мораль государственного служащего включает в себя: нравственные ценности - это совокупность моральных принципов, норм, убеждений, мотивирующих специфическое поведение в противовес всем другим способам реагирования. На общей иерархической организации ценностей строится и индивидуальная система ценностей, в том числе и субъективная ценностная структура каждого государственного служащего. Основные ценности этики государственного служащего - гуманизм, профессионализм, исполнительность, свобода, социальная справедливость, человеколюбие, патриотизм, интернационализм. Многие из этих ценностей носят официально признанный характер.

Если пересматривать историю служебной этики, в Европе существовало «Протестантская этика».  Протестантская этика, которая также называется трудовой этикой, является кодексом морали, основанной на принципах бережливости, дисциплинированности, трудолюбия и индивидуализма. А также система норм и ценностей и парадигма приоритетного поведения в рамках протестантизма.

Термин «Протестантская трудовая этика» был введен в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.  М.Вебер заметил, что в Германии наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия.

По мнению М.Вебера, экономический подъём и развитие европейского и американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. М.Вебер полемизировал с марксистами о причинах развития капитализма.

По мнению М.Вебера протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу.

Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. При этом М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью, и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом. C точки зрения Вебера, критерием полезности профессиональной деятельности выступает, прежде всего, её доходность: «Если Бог указует вам этот путь, следуя которому, вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим, законным способом заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющим Бога и принимать дары его для того, чтобы иметь возможность употребить их на благо Ему, когда Он того пожелает. Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть».

Исходя из мнения М.Вебера можно сказать что, законы морали общеизвестны, они являются первоосновной жизни и деятельности людей, дают нам ориентиры, обязывают нас поступать должным образом. Эти законы оказывают влияния на все аспекты деятельности человека.

Теперь рассмотрим нравственность государственных служащих. В целом же нравственные ценности не навязываются, не выдвигаются как идеологические установки, жестко детерминирующие поступки служащего и подавляющие его личность. Свой выбор в каждом конкретном случае служащий делает сам, сам его обосновывает и сам несет ответственность за свои действия и поступки. Но, конечно, не только должностные лица несут ответственность. Косвенно эта ответственность лежит на государстве в целом. Ведь на высокую нравственность госслужбы можно рассчитывать только тогда, когда госслужащие надежно защищены социально и экономически, защищены правом от всякого рода слухов и кривотолков, подрывающих их авторитет и порочащих их честь.

Во-вторых, это перечень личностных добродетелей служащих, их нравственные чувства и привычки - честность, скромность, дисциплинированность, сострадание, уважительность, профессиональная гордость, чувство собственного достоинства в отличие от честолюбия, тщеславия, амбициозности, «синдрома власти» и т. д. Нравственные чувства выражают как субъективные переживания реальных взаимоотношений между людьми, так и отношение служащего к самому себе, к своему месту в обществе, на службе, в среде ближайшего окружения.

В-третьих, это оценочные понятия - добро, справедливость, неподкупность, порядочность, честь, долг как антиподы бюрократизма, карьеризма, взяточничества, протекционизма, угодничества, подхалимства. Такого рода идеальные требования являются исходной базой прочных нравственных основ администрирования, задают перспективу гармонического сочетания личных, корпоративных и государственных интересов;

В-четвертых, это основополагающие принципы и нормы поведения на службе и в обществе - компетентное выполнение служебного долга, лояльность к власти, патриотизм. Они являются своеобразным компасом поведения служащего, формируют мотивацию его мыслей и действий, моральную позицию служащего, кредо, которыми он и руководствуется, исполняя обязанности по должности.

Главное требование, предъявляемое к профессиональной этике государственного служащего - нравственная позиция государственного служащего как никакого другого работника должна быть здоровой и устойчивой, максимально отвечать моральному идеалу демократического, социального, правового государства. Конечно, это идеал, в чем-то даже утопическое требование. Но неоспоримо одно: обществу и государству наносится вред, когда на службе задерживаются люди с морально ущербной, рыхлой нравственной позицией, легко меняющейся в зависимости от конъюнктуры и внешних обстоятельств.

Этика государственной службы есть профессиональная мораль государственных служащих, которая включает в себя ранжированные по важности основные нравственные нормы и качества, необходимые для успешного выполнения служебных функций работниками аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

Можно выделить несколько блоков нравственных требований к служащим, составляющих основное содержание требований, учитываемых при отборе на государственную службу.

Прежде всего, это нравственный идеал государства как ведущая нравственная конструкция государственной и муниципальной службы. Таким идеалом для Республики Узбекистан является признание ценности человеческой жизни, признание и защита прав, свобод и достоинства каждого человека и гражданина. Этот идеал органически вписывается в систему демократических ценностей, следование ему позволяет преодолеть распад социальной ткани, снизить уровень отчужденности человека от власти и власти от общества.

Такой идеал достижим в условиях демократического, правового, социального, государства - государства авторитетного и уважаемого как своим народом, так и мировым сообществом. С полным правом его можно рассматривать в качестве мощного мобилизующего фактора и ориентира высококачественного и эффективного исполнения служебного долга.

Далее идут моральные приоритеты, которыми должны руководствоваться государственные и служащие на местах в своей работе: интересы общества и государства, авторитет власти, честное и ответственное служение, защита государственной и иной охраняемой законом тайны. В конечном счете как формулировал М.Вебер, всякое действие чиновника подчиняется одному из двух фундаментальных начал: оно может быть ориентировано либо на «этику убежденности» (поступаю так по убеждению и не размышляю о последствиях, не чувствую ответственности за то, что последует), либо на «этику ответственности» (поступаю с сознанием собственной ответственности за последствия своих действий).

Служба в органах власти - это не формальное исполнение законов и должностных инструкций, а осмысленная деятельность во имя человека, во имя создания максимально благоприятных условий для успешной реализации каждым гражданином своих интересов, устремлений и способностей. Ее главный постулат - не власть над людьми, а власть для людей.

Для успешного государственного управления во имя создания общества, достойного человека, госаппарат, аппарат органов самоуправления граждан должен руководствоваться вышеизложенными принципами.

Мораль государственного служащего воплощается в осознании им не только своего общественно необходимого типа служебного поведения, но и своего особого социального статуса, своей роли и места в системе властно-управленческих отношений и в обществе в целом.

Саъдиева Гузал Олимовна

Докторант Академии государственного управления

при Президенте Республики Узбекистан